Точка невозврата: таяние арктического льда привело к разрушению пищевой цепи

Сегодня, 08:11 | Технологии
Точка невозврата: таяние арктического льда привело к разрушению пищевой цепи
фото c Зеркало недели

Ученые заявили о том, что Северный ледовитый океан преодолел точку невозврата, которая нанесла сокрушительный удар по пищевой цепи региона. А это, в свою очередь, может негативно сказаться на коммерческом рыболовстве и способности океана поглощать углерод, сообщает Live Science.

По словам исследователей, обширные зоны таяния морского льда в Арктике приводят к значительному снижению содержания нитратов — ключевого питательного вещества, составляющего основу морской пищевой цепи и, следовательно, поддерживающего важные региональные рыболовные промыслы. По мере исчезновения льда на поверхность воды попадает больше света, что способствует росту фитопланктона. Когда он отмирает, его клетки опускаются на дно и разлагаются бактериями, потребляющими нитраты и кислород.

[see_also ids="684354"]

Исследование ученых показало, что бактерии потребляют больше нитратов, чем может выдержать арктическая экосистема. Этот эффект известен как «денитрификация» и, как объяснила первый автор исследования Марта Сантос-Гарсия, аспирантка по арктической морской биогеохимии в Эдинбургском университете в Шотландии, он необратим в нынешних климатических условиях, поскольку мы прошли порог, когда такое количество солнечного света достигает океана, что это значительно увеличивает продуктивность фитопланктона.

«Даже если морской лед временно увеличится, арктическая система питательных веществ реагирует в гораздо более длительных временных масштабах. Кратковременное увеличение морского льда вряд ли быстро обратит вспять снижение запасов нитратов, на восстановление которых может потребоваться гораздо больше времени», - сказала Сантос-Гарсия.

Снижение уровня нитратов в конечном итоге может негативно сказаться на фитопланктоне, поскольку этим крошечным организмам нитраты необходимы для фотосинтеза. В результате переход к режиму с низким содержанием нитратов может ускорить изменение климата, поскольку нитраты играют важную роль в биологическом насосе океана, который поглощает углекислый газ из атмосферы посредством фотосинтеза и удерживает его на глубине, когда фитопланктон и питающиеся им животные погибают.

«При ограниченном количестве таких питательных веществ, как нитраты, этот механизм не может эффективно работать», — сказал Сантос-Гарсия.

Чтобы понять, как менялась экосистема Арктики, ученые изучили данные, полученные за 20 лет, из Фрамского пролива, прохода между Гренландией и Шпицбергеном, который является главным путем впадения арктических вод в Атлантический океан. Они обнаружили резкое снижение уровня нитратов в этом регионе после 2009 года, что совпало с резким сокращением арктического морского льда и постепенным изменением сообществ фитопланктона в сторону более мелких видов, способных справляться с низким уровнем питательных веществ.

«Изменения в сторону более мелкого фитопланктона уже наблюдались в некоторых частях Арктики, хотя ранее эти изменения не связывались с потерями нитратов. Это важно, потому что более мелкий фитопланктон, как правило, менее эффективен в передаче энергии вверх по пищевой цепи. Большая часть энергии перерабатывается внутри микробных сообществ, а не передается более крупным зоопланктонам, рыбам, морским птицам и морским млекопитающим», - объяснила Сантос-Гарсия.

Фитопланктон находится в самом низу пищевой цепи, поэтому последствия истощения нитратов распространятся по всей арктической экосистеме, затрагивая виды на самых высоких уровнях.

Напомним, Американское Национальное агентство океанических и атмосферных исследований (NOAA) заявило о том, что Арктика пережила самый жаркий год в истории наблюдений. По данным агентства, с октября 2024 по сентябрь 2025-го температура была на 1,60 градуса Цельсия выше, чем в 1991-2020 годах.

Источник: Зеркало недели
Постоянное место статьи: http://newsme.com.ua/tech/technologies/4904403/

Последние новости:

Россия атаковала Украину 221 дроном и баллистическими ракетами: ПВО сбила 195 целей Украина, Сегодня, 09:03
После ударов США Иран объявил о полном закрытии Ормузского пролива Мир, Сегодня, 08:46
Блокирует даже анализ кода: Anthropic критикуют из-за ограничений ИИ Fable Технологии , Сегодня, 08:39
Китай использовал ChatGPT для дискредитации ИИ-центров обработки данных в США — отчет OpenAI Технологии , Сегодня, 08:39
Не таяние ледников: ученые назвали главную причину повышения уровня моря Технологии , Сегодня, 08:39
Россияне ударили по инфраструктуре Конотопа: часть города осталась без газа Украина, Сегодня, 08:34
Точка невозврата: таяние арктического льда привело к разрушению пищевой цепи Технологии , Сегодня, 08:11
РФ атаковала Искандерами и дронами: есть попадания Украина, Сегодня, 08:08
КНДР никогда не будет признана ядерным государством — заявление ЕС и Южной Кореи Мир, Сегодня, 07:12
США заблокировали сеть поставок оружия для КСИР: под санкциями компании из Беларуси и Китая Мир, Сегодня, 07:12
Итоги 10.06: Новые решения по ПВО и успехи ВСУ Украина, Сегодня, 07:01
В Крыму во время ночной атаки повреждены два моста Россия, Сегодня, 06:31
Выборы в Армении: Трамп поздравил победителя Мир, Сегодня, 06:01
В Пакистане разбился военный вертолет Ми-17 Мир, Сегодня, 05:29
Трамп анонсировал прекращение атаки на Иран - СМИ Мир, Сегодня, 05:01
РФ массированно атаковала Полтаву баллистикой Украина, Сегодня, 04:31
Попал в культ в 16 лет и бросил любимую по приказу "пришельца": как годы и сложная жизнь изменили первого мужчину-супермодель. Шоу-бизнес, Сегодня, 04:07
Стубб отказался представлять ЕС на переговорах с Путиным Мир, Сегодня, 04:02
В Украине с начала года зафиксировали 12 случаев ботулизма: в Минздраве дали советы, как уберечься Здоровье, Сегодня, 03:44
Исследователи назвали неожиданный механизм: ученые предложили новую теорию возникновения жизни Технологии , Сегодня, 03:30

Список рубрик:

Украина
Россия
Мир
Бизнес
Шоу-биз и культура
Спорт
Политика
ЧП
Наука и здоровье
Общество