Собаки из Чернобыля могут научить нас новым навыкам выживания — исследование

04 марта 2023, 03:51 | Наука
Собаки из Чернобыля могут научить нас новым навыкам выживания — исследование
фото c Зеркало недели

Спустя более 35 лет после самой страшной в мире ядерной аварии собаки Чернобыля бродят среди заброшенных зданий на закрытой станции и вокруг нее – каким-то образом они все еще могут искать пищу, размножаться и выживать.

Ученые надеются, что изучение этих собак может научить людей новым навыкам тому, как жить в жестких, наиболее деградированных условиях, пишет Asociated Press.

В пятницу в журнале Science Advances было опубликовано первое из нескольких генетических исследований, в котором говорится о 302 беспризорных собаках, живущих в так называемой зоне отчуждения вокруг места катастрофы. Ученые идентифицировали популяции, разные уровни радиационного облучения которых могут генетически отличать их друг от друга и других собак во всем мире.

«У нас была эта уникальная возможность, чтобы заложить основу для ответа на важный вопрос: Как можно выжить в такой враждебной среде на протяжении 15 поколений? », – говорит генетик Элейн Острандер из Национального исследовательского института генома человека, одна из многих авторов исследования.

Ее коллега Тим Муссо, профессор биологических наук из Университета Южной Каролины, считает, что собаки предоставляют невероятный инструмент для изучения влияния такого типа среды на млекопитающих в целом.

Окружающая среда Чернобыля чрезвычайно агрессивна. 26 апреля 1986 года взрыв и пожар на украинской атомной электростанции привели к выбросу радиоактивных осадков в атмосферу. Тридцать людей погибли сразу, а количество погибших от радиационного отравления, по оценкам, исчисляется тысячами.

Исследователи говорят, что большинство изучаемых собак являются потомками домашних животных, которых жители были вынуждены оставить после эвакуации с территории.

Муссо работал в Чернобыльском регионе с конца 1990-х годов и начал собирать кровь у собак примерно в 2017 году. Некоторые собаки живут на электростанции, другие находятся на расстоянии примерно 9 миль (15 километров) или 28 миль (45 километров).

Сначала, по словам Острандер, они полагали, что собаки со временем настолько смешались, что стали почти одинаковыми. Но с помощью ДНК они могли легко идентифицировать собак, обитающих в зонах высокого, низкого и среднего уровней радиационного облучения.

«Для нас это была огромная веха. И, что удивительно, мы даже можем идентифицировать семьи – около 15 разных», – говорит Острандер.

Теперь исследователи могут начать изучать изменения ДНК.

«Мы можем сравнить их и сказать: чем они отличаются, что изменилось, что эволюционировало, что им помогает, а что вредит на уровне ДНК», – рассказала Острандер.

Ученые заявили, что исследование может иметь широкое применение, давая представление о том, как животные и люди могут жить сейчас и в будущем в разных частях света под непрерывным влиянием окружающей среды, а также в космической среде с высоким уровнем радиации.

Доктор Кари Экенштедт, ветеринар, которая преподает в Университете Пердью и не участвовала в исследовании, считает, что это первый шаг к ответу на важные вопросы о том, как постоянное влияние более высокого уровня радиации влияет на крупных млекопитающих. Например, по ее словам, можно будет найти ответ, будет ли это изменять их геномы быстрыми темпами.

Исследователи уже начали дальнейшие исследования на месте примерно в 60 милях (100 километрах) от Киева. Муссо говорит, что он и его коллеги в последний раз были там в октябре прошлого года и не видели никакой опасности, связанной с войной. Муссо сказал, что команда сблизилась с некоторыми собаками, назвав одну Прансер (Скакун, – ред. ), потому что она радостно гарцует, когда видит людей.

«Несмотря на то, что они дикие, они все равно очень любят общаться с людьми, – сказал он, – особенно когда речь идет о еде».

[see_also ids="444009"]

Украина совместно с ООН также реализует проект по исследованию влияния радиации на биоразнообразие в Чернобыльской зоне.

Группа ученых провела исследования с целью определения, как изменились флора и фауна в зоне отчуждения в Чернобыле. Согласно опубликованному в научном журнале Current Biology отчету, спустя почти 30 лет после ядерной катастрофы зона отчуждения превратилась в настоящий заповедник.

Ранее ученые уже заявляли, что организм некоторых животных в зоне отчуждения ЧАЭС подавляет негативное влияние излучения на ДНК, повышая уровень антиоксидантов.

Источник: Зеркало недели